Характер доктора Хауса

 

(Соционическое мини-исследование. Формирование и проверка формулы соционического подтипа человека на примере общеизвестного киноперсонажа)

 

Мало кто из социоников, видевших знаменитый телесериал «Доктор Хаус» сомневается в том, что заглавный персонаж этого фильма ближе всего по своему характеру к соционическому типу ИЛЭ («Дон Кихот»). Но есть в его характере и такие черточки, которые из стандартов социотипа ИЛЭ выпадают. Для обычного ИЛЭ в Хаусе слишком много желчного негативизма и слишком много решительных черт – эгоизма и агрессии. Может быть, виноват сценарист, сделавший образ своего героя эклектичным и потому внутренне противоречивым с психологической точки зрения? Нет, доктор Хаус – вполне жизненный персонаж.

 

Разгадка характера Хауса состоит в том, что он не «чистый» ИЛЭ. Чистые социотипы в жизни вообще встречаются редко, вот и Хаус тоже представляет собой подтип ИЛЭ с дополнительными акцентами в сторону типов СЛЭ и ИЛИ, вклад которых в его характер усилен по сравнению с нормами обычного «среднестатистического» Дон-Кихота.

 

Дополнительный вклад СЛЭ усиливает агрессивные проявления черной сенсорики персонажа и повышает его практицизм, вклад ИЛИ усиливает вес его белой интуиции (а ведь Хаус часто и с успехом пользуется своей БИ – она нужна ему для мысленного представления болезней своих пациентов во временной динамике). Кроме того, оба допакцента (и на СЛЭ, и на ИЛИ) усиливают негативистские, решительные и иррациональные проявления в характере Хауса. Но даст ли всё это в резулшьтате характер Хауса именно таким, каким он показан в фильме? С помощью математического расчета покажем, что мы правы.

 

Для простоты положим, что подтип доктора Хауса складывается из 50% свойств типа ИЛЭ, 30% свойств типа СЛЭ и 20% свойств типа ИЛИ. Какие соционические профили получаются при этом допущении, показано ниже на рисунке:

 

    

 

Как мы видим, в функциональном профиле подтипа с акцентами программная ЧИ несколько ослаблена, зато значительно усилена ЧС (что, помимо прочего, усиливает у персонажа память, скорость мыслительных процессов, самоуверенность и склонность к доминированию). Усилены также обе логики (и БЛ, и ЧЛ), причем ЧЛ достигает весьма существенной величины. Напомним, что именно ЧЛ отвечает за работу с разрозненными фактами, что для такой дисциплины, как медицина с ее обилием разрозненных фактов, особенно важно – в ней обычными для БЛ индуктивно-дедуктивными процедурами не обойтись. А вот обе этики ослаблены. Некоторая смазанность программной функции (ЧИ) у данного подтипа компенсируется резко контрастированным болевым характером его БЭ. Слабость белой этики у людей подобного подтипа выступает в их жизни особенно карикатурным образом.

 

Чтобы проверить, насколько полученный нами подтип соответствует характеру доктора Хауса (так, как он показан в фильме), достаточно описать основные психологические свойства полученного подтипа словами. А для этого, в свою очередь, достаточно выделить среди всех возможных психологических свойств человека те, которые своим тимным профилем наиболее соответствуют интегральному тимному профилю интересующего нас подтипа. Делается это путем вычисления корреляций между тимным профилем подтипа (16 чисел) и тимными профилями всех мыслимых психологических свойств, соционический расклад для которых известен. У нас есть библиотека на 6000 вопросов-свойств, и для каждого известен его тимный соционический профиль (из 16 чисел). Вычислив коэффициентры корреляции между профилями, получим в итоге перечень свойств, наиболее характерных для поведения интересующего нас подтипа – так называемый перечень его маркерных свойств:

 

  

ПЕРЕЧЕНЬ №1.  Вопросы, согласие с которыми входит в число 100 наиболее маркерных свойств как для чистого (стандартного) типа ИЛЭ, так одновременно и для его подтипа с допакцентами (50%ИЛЭ+30%СЛЭ+20%ИЛИ)

Смело использую в своей работе самые свежие знания и новую информацию, даже если они еще не имеют законного общественного признания.

Думаю, что мое призвание - это открытия и изобретения, которые переворачивают устоявшиеся представления.

Я склонен к инновациям, люблю знакомиться со всякими новинками.

Мне легче мечтать и строить планы не лежа или сидя, а когда я двигаюсь.

Мне всегда интересно опровергнуть существующую систему воззрений  и выстроить на ее месте новую.

Спор для меня - это интересная игра, люблю в неё ввязываться, причем с одинаковым удовольствием могу играть "и за черных, и за белых".

Всегда полагаюсь на свое целостное и быстрое видение ситуации, не задумываясь при этом о мелочах и последствиях.

Любая мысль легко провоцирует у меня целую цепочку гипотез и догадок.

Среди учеников и учениц моего класса я был одним из двух-трех наиболее любознательных.

Часто иду "против течения".

Если сталкиваюсь с каким-нибудь необычным фактом или наблюдением, сразу хочу и стараюсь проверить на опыте, в чем же там дело.

У меня очень сильно развит исследовательский инстинкт.

Легко сумею быстро подобрать факты и аргументы для обоснования сразу двух различных, противоположных точек зрения.

В сфере моих умозрительных открытий и откровений меня очень трудно остановить и уговорить.

В сфере фактов не размениваюсь на анализ деталей, а сразу же пытаюсь углядеть общую, глобальную тенденцию и закономерность.

Я более любопытен и любознателен, чем большинство других людей.

Нередко я совсем не нарочно, но "по факту" и по привычке, провоцирую людей на возражения и несогласие.

Буквы в моем обычном почерке "разномастные" и малоразборчивые.

Масштабное целое мне всегда интереснее, чем его мелкие и "тонкие" детали.

Умею добиваться благосостояния за счёт своей интуиции и мозгов, особо при этом не перетруждаясь.

Пожалуй, я чаще других водителей или пешеходов нарушаю правила уличного движения.

В своем поведении я немножко "анархист", далеко не всегда считающийся с общественными нормами.

Мои взгляды, объяснения и теории очень часто расходятся с общепринятыми.

Моему характеру присущи мятежность, бунтарский дух и склонность к критическому несогласию.

Мои мысли и мечты обычно имеют глобальный, революционно-вызывающий характер.

У меня есть навыки скорочтения: мгновенно ухватываю главную информацию в печатной строке.

Комфортнее многих других себя чувствую и легче других ориентируюсь в условиях всяких перемен, хаоса и неразберихи.

Легко и часто рождаю гипотезы и общие предположения на основе частных наблюдений.

Я равнодушен к удобству постели - легко засыпаю в любом месте.

Возможности моего ума безграничны - люблю порассуждать, блеснуть интеллектом, показать себя в каком-нибудь интересном обсуждении.

Моя работа гораздо более продуктивна, если вокруг -  критические условия острой нехватки времени, цейтнота, нервного напряжения.

Люблю спорить на самые разные темы, при этом склонен горячиться и портить настроение себе и окружающим.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ №2.  Вопросы, согласие с которыми входит в число 100 наиболее маркерных свойств ТОЛЬКО для подтипа ИЛЭ с допакцентами (50%ИЛЭ+30%СЛЭ+20%ИЛИ)

О своих предположениях я часто говорю как о состоявшихся фактах.

Я быстрее соображаю, чем другие.

Спокойно берусь за любое незнакомое дело с твердой уверенностью, что справлюсь с ним.

У меня часто возникают конфликты с окружающими.

В общем-то, я сторонник радикальных и "глобальных" организационных решений - и на собственной работе, и на любом производстве, и в общественной жизни.

Люблю придумывать себе сложные задачи, требующие сопоставления многих фактов.

Из любопытства с удовольствием свёл бы знакомство с некоторыми умными и интересными жуликами.

Иногда меня попрекают в "бессовестности".

Часто выбираю рискованные ставки в игре.

Под любое событие всегда могу подвести множество или хотя бы несколько разных логических объяснений.

Очень не люблю, когда мне начинают советовать, что целесообразно делать, а что нет - от подобных тем в разговоре всегда скучаю и раздражаюсь.

Быстро обучаюсь, легко и надолго запоминаю новый материал.

Когда цепь событий начинает меняться по непредусмотренному начальным планом сценарию, отношусь к этому совершенно спокойно - умею по ходу дела извлечь пользу из любого развития событий.

Легко пойду против общественного мнения, если захочу.

У меня "крупноблочная" логика: мгновенно замечаю важные факты и как правило игнорирую мелкие детали.

Верно, что отличаюсь смелостью на грани равнодушия к опасности, и крайне редко думаю об опасностях, угрозах и о нужде в страховке

Легко и с удовольствием воспринимаю большие объемы информации.

Меня крайне мало волнует мнение людей, - стремясь к объяснению чего-либо, я удовлетворяю только свое познавательное любопытство.

Довольно часто люди почему-то обижаются на мои слова, хотя я вовсе не хотел их обидеть.

Мой интеллект выше, чем у большинства знакомых.

Предпочитаю инструкции в виде набора правил - что можно и что нельзя, а не в виде предписываемой последовательности действий.

Считаю, что по своему интеллекту я превосхожу 90% или даже 99% всех других людей.

Легко умею в явлениях разного уровня углядеть сходные черты.

После короткого раздумья могу дать ответ практически на любой вопрос.

В школьные годы у меня случались конфликты с учителями.

В моих вопросах нередко проскальзывает язвительность.

В работе мне неприятно слышать указания, что именно нужно сделать, я хочу лишь услышать, какого объекта недостаёт и какого результата не хватает.

Я быстрее других нахожу в происходящем главные и общие закономерности.

У меня меткое словцо, одинаково готовое и быстро подобрать нужный пример, и описать кого-то в смешном и иронично-издевательском свете.

Я скорее нонконформист, чем конформист - я чаще бужу споры и возражения, чем привожу к согласию.

Это правда, что меня просто НЕВОЗМОЖНО заставить сделать ненужную, по моему мнению, работу.

Пока не проверю самостоятельно, порой подвергаю сомнению даже то, что написано в учебниках.

Легко могу игнорировать любую неприятную утрату или лишение чего-то привычного, будто этих лишений и вовсе нет.

Если соберусь покупать автомобиль, и за явные полцены мне вдруг предложат срочно продаваемую машину нужной марки, в которой однако умер человек, то куплю её охотно и без долгих сомнений.

Очень не люблю и как правило избегаю собеседников, которые начинают учить, как нужно правильно действовать.

У меня ужасный характер, но ничего не могу поделать.

Уверенно себя чувствую в критических ситуациях с множеством влияющих сил и дефицитом времени.

Я человек более умный, чем большинство моих знакомых.

Мгновенно вижу закономерную структурную связь на первый взгляд разрозненных фактов и событий там, где другие не усматривают между ними никакой связи.

В спорах иногда нарочно устраиваю мелкие "логические провокации".

Я гибок в дискуссии, легко нахожу логические аргументы для отстаивания любого нужного сейчас тезиса.

Умею быть бесцеремонным.

Я всегда непосредственен в поведении, меня очень трудно обидеть или задеть.

Объем моих знаний и умений больше, чем у большинства моих сверстников.

Люблю шутки, которые, однако, кое-кому иногда кажутся грубыми и неуместными.

Если работоспособность, активность, чутье к новому и высокая практичность - это мои сильные стороны, то недостаток внимания к внешнему виду, нехватка тактичности и психологического чутья - это мои слабости.

Чужие обиды как правило кажутся мне глупыми и только меня раздражают.

На практике мне проще разделить ложь и правду, а зло и добро разграничить очень трудно.

В стрессовой ситуации я быстро выкидываю все эмоции из головы и почти сразу действую хладнокровно, четко и логично.

В отношениях с людьми мне часто не хватает чуткости и деликатности.

Это правда, что я практически никогда не ощущаю вины за какие-нибудь свои поступки.

Допускаю, что мои интересы зачастую могут расходиться с общественными интересами.

Я реже и меньше других обращаю внимание на разного рода запреты и ограничения - они не для меня писаны.

 

 

Узнаёте во втором перечне вопросов-свойств, маркерных лишь для подтипа ИЛЭ с допакцентами на СЛЭ и ИЛИ, незабываемый характер доктора Хауса? Вот-вот, и я его узнаю тоже.

 

Таким образом, характер доктора Хауса - это не досужая и эклектичная выдумка киносценариста. Такие люди вполне реальны и в жизни встречаются. Но это не чистый тип ИЛЭ. Это - подтип ИЛЭ с допакцентами на СЛЭ и ИЛИ. А вот вклад свойств ЭИЭ в профиль этого подтипа не усилен, а, наоборот, ослаблен (что хорошо видно из приведенной на картинке численной таблицы профилей).

 

Впрочем, цель автора состояла не в том, чтобы получить соционическую формулу, в деталях описывающую особенности характера киноперсонажа (то есть формулу его соционического подтипа). Цель состояла в том, чтобы на примере общеизвестного доктора Хауса показать, как аналогичное может быть выполнено и для любых других, реальных людей.

 

 

В.Л.Таланов

26.08.2014